Живопись – Могилёвский областной художественный

Живопись


Коллекция «Живопись» насчитывает 2098 единиц хранения основного фонда и 139 единиц хранения научно-вспомогательного фонда. При формировании коллекции «Живопись», художественный музей ставит перед собой задачу представить творчество каждого из могилевских художников, членов могилевского отделения Союза художников.

Самая большая коллекция музея – современное искусство Беларуси, что представлено произведениями художников, которые родились, приезжали и создавали произведения искусства на Могилевщине, или сейчас живут и творчески работают здесь. Станковая живопись традиционно занимает ведущее место в белорусском изобразительном искусстве. Именно она определяет пути развития национального искусства. Сегодня живопись сохраняет свое лидирующее положение в системе белорусского изобразительного творчества. Коллекция изобразительного искусства, хранящаяся в художественном музее, занимает одну из ведущих позиций в изобразительном искусстве Беларуси и является важнейшей частью национальной художественной культуры. Научное исследование и знание процессов, происходящих в этом виде изобразительного искусства на рубеже ХХ-ХХI вв., приобретает особую актуальность. Между тем, кроме отдельных публикаций, искусствоведческих исследований, посвященных изучению специфики комплектования коллекций изобразительного искусства, до сих пор отсутствуют. Период 1990–2000 гг. стал временем, когда открываются и формируются коллекции изобразительного искусства в художественных музеях Могилевщины, реагируя на социальные и экономические перемены. Такие факторы, как возросшая интенсивность межкультурного обмена, проникновение рыночных отношений в сферу культуры, развитие отечественного арт-рынка, экспансия цифровых технологий в области изобразительного искусства обусловили начало нового этапа в развитии станковой живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Беларуси. Появились новые тенденции как в тематике и содержании работ, так и в их формальных решениях, произошла дифференциация стилей и направлений развития изобразительного искусства.  По мнению ряда авторов (П. Василевского, П. Карчана, Б. Крепака, В. Куприной, В. Прокопцовой, Н. Полонник, С. Строгиной и др.) в конце 1990-х гг. происходило становление молодого поколения белорусских живописцев чье яркое, разнообразное, порой противоречивое творчество заслуживает особого внимания исследователей. В 2000-е годы существенно усилились аналитические тенденции в развитии художественного мышления. В белорусском изобразительном искусстве последних лет присутствуют смелые эксперименты, создаются произведения, в которых проявляется синтез живописи с другими видами искусства. Ряд таких произведений хранится в Могилевском областном художественном музее имени П.В. Масленикова.

Коллекция изобразительного искусства, сформированная в 1990 – 2000 годах, не нашла пока достаточно полного отражения в белорусском искусствознании. Кроме того, до сих пор в научном плане не освещены материалы важных этапных выставок изобразительного искусства, не подвергнуто анализу индивидуальное творчество ряда живописцев, графиков, скульпторов. Отдельные исследования, монографии, статьи, посвященные этому периоду, лишь фрагментарно раскрывают данную тему. В этой связи требуются комплексные исследования и систематизация обширного фактологического материала, необходим научный анализ всех процессов, происходивших в белорусской художественной системе. Исследование особенностей коллекций изобразительного искусства хранящиеся в художественном музее важно для объективного понимания состояния отечественного художественного процесса. Эти новые знания могут быть учтены и профессионально использованы художественным сообществом нашей страны для генерации новых идей, активизации творческих возможностей, которые будут способствовать развитию национальной художественной культуры.

Комплектование коллекции «Живопись» было начато в 1990 году. Передача Могилевского областного краеведческого музея им. Е.Р. Романова, Союза художников Республики Беларусь, дары художников и коллекционеров. Благодаря проведению персональных выставок З. Карповича, А. Толкача значительно пополнилась коллекция живописными работами 50-60 –х годов. Характер преемственности реалистических традиций, которыми отмечено творчество старшего поколения художников (В. Бялыницкого-Бруля, П. Масленикова, А. Бархаткова, М. Беленицкого, Э. Карповича, В. Громыко, Г. Поплавского, М. Тынянова, Н. Федоренко, И. Рыбчинского, Л. Дударенко), продолжен в творчестве В. и П. Маслениковых,  Л. Гомонова,   М. Нестерука, Д. Пуховского, М. и Г. Тоболичей, Н. Лихоненко,  В. Шпартова, Б. Первунинских, А.Вырво, Р.Коршунова. Так, например, работы А.Вырво носят яркий академический характер и представляют достойное продолжение реалистических традиций известных художников прошлого времени. В настоящее время это направление большая редкость, поэтому музею ценно и важно приобрести произведения такого высокого художественного уровня.

В творчестве достаточно большой группы художников растёт стремление выразить глубинный, сокровенный смысл людей и вещей нетрадиционными средствами выразительности. В образной структуре их произведений меняется пластический язык, перспектива, нарастает метафоричность, символическая условность, наблюдается появление знаковых форм. Данная особенность прослеживается в работах А. Марочкина, В. Альшевского, А. Суворова, Н. Дундина, Ю. Пискуна, Ю. Нестерука, Г. Кононовой, Н. Киреева и других. Все это свидетельствует о культуре нашего региона, которую мы чтим и любим, стремимся не только сохранить, но и приумножить в музейном пространстве.

Представляя талантливых художников, чьё творчество отмечено регионализмом чувством особой любви к малой родине, искренним восхищением ее красотой и народом, научный коллектив Могилёвского областного художественного музея имени П.В. Масленикова руководствуется желанием углубить понимание и значимость общей картины белорусского искусства, которое получило широкую известность и признание не только в нашей стран но и далеко за её пределами.

Пополнение коллекции продолжается и сегодня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

WordPress Lessons