“Прогулка с новгородскими художниками”
Дорогие друзья! Представляем вашему вниманию виртуальную выставку «Прогулка с новгородскими художниками» из фондов наших коллег из Государственного учреждения культуры и искусств «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли».
Прогулка по виртуальной выставке, как по улицам города, познакомит Вас с работами новгородских художников, хранящимися в фондах Государственного музея художественной культуры Новгородской земли, и расскажет через них историю города, его быт, и творческих путь мастеров.
Первая улица выставки, с которой стоит начать знакомство, это «Город исторический». Ее открывает работа Григория Михайловича Штендера «Красный Кремль», выполненная в технике масляной живописи. Совершенного не удивительно встретить среди работ архитектора-реставратора изображение Детинца – центра жизни города, хранящего многовековую историю, и тайны которого Григорий Михайлович разгадывал на протяжении многих лет.
Далее – живописная работа Сергея Семёновича Рубцова «Выступление в поход за Великий Новгород и Святую Софию» из цикла «Русь в красе заплаканной и древней», приоткрывает для зрителей одну из страниц истории города, которую так же решил исследовать и художник. Рубцов, написавший множество работ на тему истории Руси, просто не мог обойти в своих работах Новгород Великий с его богатой историей.
В отличие от работ Сергея Рубцова, изображающего исторические эпизоды, Сергей Иванович Пустовойтов и Юрий Игоревич Ерышев, показавшие храм Святой Софии в своих работах, в технике акварели и масляной живописи соответственно, передают образ Софии – свидетеля событий. Последняя работа на улочке «Город исторический» – это офорт Эдуарда Николаевича Иванова «Январь в Кремле. Новгород». Изображение Детинца конца 70-х годов – времени, когда пути художника и исторического места пересеклись, и слились в работе, герои которой будто слушают историю, которую им рассказывает вековой памятник.
Следующую улочку «Город современный» продолжает все тот же герой – Детинец, стена которого изображена на акварели Э.Н. Иванова «Пост №1». Вид, известный каждому новгородцу и тем, кто был в городе в гостях – Вечный огонь. Часть истории боевых побед Новгорода уже 20-го века.
Города земли новгородской не имели широты и размаха улиц своего соседа Санкт-Петербурга, и поэтому совершенно не удивительно, что большая часть застройки как административного центра, так и городов по всей области – это небольшие деревянные дома, разбавленные кирпичными и панельными глыбами. Александр Александрович Варенцов в работе «Тающий снег» и Сергей Михайлович Соколов с произведением «В деревне» передают пейзаж знакомый большинству – уютная деревенька с маленькими избами, дом,пахнущий древесиной, и снежная зима, которая уступает дорогу весне.
Образ деревянного дома в своей гравюре использует и Э.Н. Иванов. Он соседствует с церковью Спаса на Нередице, которая становится неотъемлемой частью быта человека с его хозяйственными постройками и сливается в единый пейзаж на работе художника.
То, как живет современник, новгородского художника интересует не меньше, чем образ города. Быт, традиции, образ жизни – все это запечатлено на холсте и бумаге во множестве техник. Так начинает путешествие по улице «Жизнь человека».
Работа народного художника России Дмитрия Власовича Журавлева «Март. Клюква в снегу» и «Осенний натюрморт» заслуженного художника Российской Федерации Булата Мансуровича Ямановапоказывают традицию сбора урожая, не угасающую среди новгородцев и по сей день. Натюрморт «Верба и подснежники» Ларисы Петровны Новиковой изображает расцветающую весну с ее праздниками и традициями, пронесенными через года.
Завершающей работой является пастель «Вечер» из серии «Жизненный круг» Ольги Валентиновны Гусевой. Работа о том, что понятно всем. Тихий вечер в семейном кругу. Минуты спокойствия среди самых близких людей.
Улица «Путь художника» начинается с работы Виктора Федоровича Трофимова, иллюстрирующей мероприятия, являющееся неотъемлемой частью жизни любого художника, будь то опытного, так и только начинающего свой путь – «Пленер».
Дальнейшим шагом познания и совершенствования навыков после пленэра идет портрет. Евгений Васильевич Сущеня с его «Портретом художника Шибанова» показывает образ современника, а также передает личность творца известным ему языком живописи – цветом.
Следующее препятствие, стоящее перед творцом – создание образа, знакомого всем и понятного каждому. Борис Львович Непомнящий, народный художник Российской Федерации, в офорте «Юность» использует все доступные ему средства – композиция, тон и техника, чтобы отобразить в фигуре чувство.
Николай Михайлович Локотьков проводит нас через еще один этап становления творца. Переосмысление. Его работа «Похищение Европы» рассматривает многим знакомый сюжет через призму своего опыта, видения, знаний.
И в итоге путь приводит нас к работе Дмитрия Сергеевича Кондратьева «Кони». Отвержение знакомых каждому форм, передача образа в своем стиле, на своем языке искусства.
Зрители виртуальной выставки смогли прогуляться по улочкам города в сопровождении новгородских художников. Пройденный путь, продлившийся для творцов годы поисков, исследований, дум, отразился в их работах, показал влияние города и среды на творчество. Художники строили пути искусства много лет, а зритель, как и обычный пешеход, выбирающий постоянный маршрут, может увидеть работы на всем знакомые темы, так и последовать за мастером по новой дороге творчества.